11.12.2020 15:21:06
Новости

Художественно-эстетическое воспитание.

м

В связи с тем на педагогическом совете было принято решение выбрать приоритетным направлением художественно-эстетическое воспитание детей во всех возрастных группах и классах. Так же было принято решение провести не большую экспериментальную работу по проектной деятельности и по определению уровня педагогов по данному направлению. Тут же определились с общей эмблемой, которая символизировала бы интерес ребенка ко всему прекрасному и красивому, которое окружает его в нашем мире. Планирование воспитательно-образовательного процесса в Прогимназии начали вести по программам нового поколения, которые направлены на развитие у детей умственных, творческих, художественных способностей. Которое способствует гармоническому физическому и полноценному психическому развитию детей, что обеспечивает целостность образовательного пространства Прогимназии и гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечивает равный старт развития для всех детей.

Так как сроки реализации проекта были установлены, было принято решение разделить на три этапа:

-1 этап- организационный
-2 этап- практический
- 3этап-обобщающий

Определили цель работы поданному направлению:

«Развитие природных талантов у детей; воспитание гармонически развитой личности с навыками, необходимыми для жизни. Воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании»

Задачи.

  1. Углубление и расширение различных художественно-эстетических представлений, понятий, взглядов ребенка во взаимосвязи с его общим личным развитием и познанием окружающего мира
  2. Пробуждение, развитие и обогащение чувств и потребностей ребенка путем освоения им особенностей природных и художественных явлений, опираясь на живые ощущения и впечатления в виде звуков, красок, форм и пространства, особенные движения и голос.

Принципы

  1. Культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир.
  2. Эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
  3. Интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
  4. Взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора творческой личности.
  5. Адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

Именно интегрированный подход позволил решить задачи по целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учётом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности. Примерная циклограмма, рассчитанная, на три года по реализации проектной деятельности по мере появления новых идей менялась и дополнялась. Это все фиксировалось и дополнялось в общее портфолио Прогимназии.

Задачи на каждом этапе.

Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

1.

1.Способство-вать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру.

2Развивать художественно-речевые способности, эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление ребёнка как основу развития творческой личности.

1Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства.

2Создать условия экстраполяции практического опыта, полученного ребёнком на занятиях, в повседневную жизнь.

3Оформить цикл интегрированных занятий для каждой возрастной группы по видам деятельности.

4Улучшать условия предметно-игровой развивающей среды и здорового проживания детей в ОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

Продолжать работу по созданию развивающей среды.

 

 

 

 

 

 

III.

Развитие педагогического сотрудничества со школой по эффективности работы в художественно-эстетическом направлении.

 

V.

Взаимодействие с семьёй.

 

 

 

Содержание деятельности

Сроки 2009-2010 уч.г.

Форма проведения

 

 

Методическое и дидактическое обеспечение.

 

1. Составить комплексный перспективный

план по интеграции в педагогическом процессе с учётом нагрузки, сбалансированности видов деятельности.

 

Педсоветы включающие в себя основную задачу проектной деятельности:«Развитие природных талантов у детей; воспитание гармонически развитой личности с навыками, необходимыми для жизни».

 

 

2.Создание банка данных по современным методикам, достижениям педагогической науки по приоритетному направлению.

 

 

 

 

3.Включить каждого воспитателя в педагогический поиск решения проблемы интеграции в проектной деятельности.

 

 

Организовать постоянно действующий лекторий «Искусство в жизни человека».

 

 

 

4.Организация творческих групп по направлениям:

-музыкально-эстетическое развитие детей;

«Развитие речевой активности у детей».

«Художественно-эстетическое развитие детей».

 

5.Повышение профессиональной компетенции педагогов по теме:

« Развитие художественно-эстетических способностей, эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление ребёнка как основу развития творческих личности».

 

Школа молодого воспитателя. «Природа КБР»

 

 

6.Создать учебно-методический комплект, способствующий личностному развитию ребёнка средствами интегрированных занятий, включающий

- «Методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных занятий».

 

 

-Интегрированные занятия по следующим направлениям: речевое, художественно-

эстетическое оздоровительное по возрастам; (работа с блоками «Наследие», «Я в мире людей», «Мир вокруг нас».

Коллективные композиции в

форме игр

драматизаций, театрализованных

представлений,

вечеров развлечений,

тематических

концертов, литературно

музыкальных

композиций.

 

 

1Организовать в методическом кабинете библиотеку познавательной литературы художественно-эстетического направления.

 

 

 

1.Создание эстетически развивающей среды на основе различных видов искусства, особого предметного окружения, социально-эстетических отношений детей со сверстниками и взрослыми.

 

 

2Составить картотеку познавательной литературы художественно-эстетического цикла в каждой группе.

 

 

 

3Создать банк игр, разминок, упражнений по развитию художественно-речевых способностей у детей; на восприятие живописи, на ощущение колорита, цветовых композиций.

 

4Обогащать в группах зоны искусства и художественно-речевую, оздоровительную.

 

Привлечь родителей к обогащению развивающей среды предметами народно-прикладного искусства, картинами, репродукциями жанровой живописи для организации постоянных тематических выставок.

 

. Индивидуальный проект

« Я и моя семья» Психологический мониторинг: определение уровня эмоционального благополучия ребёнка в воспитательно-образовательном процессе.

 

 

Проведение городского практического семинара для руководителей МОУ «Нетрадиционные занятия по ХЭВ в детском саду»

 

 

«Нетрадиционные занятия для заместителей, по здоровьесберегающим технологиям с элементами художественной гимнастики»

 

Также стоит отметить, с каким интересом руководство подошло к данному направлению. Тут же появились новые творческие идеи, где главным вдохновителем явилась директор Прогимназии Савкуева Роза Джабраиловна.

  • так в музыкальном зале “Веселая нотка” раскрываются творческие способности детей, происходит формирование эмоциональной сферы и развитие музыкально-эстетического сознания дошкольников.

В спортивном зале “Спортландия”, оснащенном спортивным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, созданы условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, обогащения оптимальной двигательной деятльности.

  • в плавательном бассейне “Дльфиненок” содействуют оздоровлению, закаливанию и физическому развитию дошкольников. Театрализванные водные представления.
  • эколого-экспериментальном цнтре “Цветик-семицветик” ведется поисково-познавательная деятельность и природоведческая работа: уход за растениями, животными и аквариумными рыбками, наблюдения не только за животным миром, но и видение красоты в окружающей нас действительности. Формирование основ экологической культуры, осознанного отношения к природе.

Логопедический кабинет “Мастерская слова” предназначен для индивидуальной, подгрупповой работы с детьми по коррекции звукопроизношения. Постановка речи для театрализованных представлений, осознание функций речи ( групповые проекты «Познай себя»);

Развитие конструктивной и художественно-эстетической деятельности детей осуществляется в центре конструирования и творчества “Волшебная мастерская”, который предназначен для проведения с детьми занятий по конструированию и игр с постройками, экспозиции детских работ, творческих работ педагогов и родителей в галереи творчества.

В методическом кабинете “Педагогическая гостиная” оформлен и систематизирован методический инструментарий, видео/фотобанк, исходя из особенностей воспитательно-образовательного процесса, сформирован библиотечно-информационный фонд ДОУ, который постоянно пополняется методической, учебной, художественной литературой и периодическими изданиями, официальными документами Министерства образования РФ.

В центре ИЗО «Волшебная кисочка» углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов; овладение различными видами худ. деятельности; развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты.

Театральная студия «Мир сказок». Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
Совместное посещен семьями театрализованных представлений.

Центр музей – класс национальной этнографии «Сатаней».Где дети имеют возможность изучать историю ,быт, обычаи и традиции кабардинского и балкарского народов. Является хранителем традиций национального творчества.

Библиотеке «Мудрый совенок» через художественную, познавательную летаратуру осуществляется;

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие уменияопределять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • изучать историю своего народа, произведения известных писателей.

Центр инфоматики «КИК», через компьютерные игры дети учатся дизайнерским умениям, развивают сенсорику.

Клуб Астраномии «Денеб-аль-адыгэ» обогащение и расширение представлений, расширение и качественное изменение способовориентировки в окружающем мире;


Подготовительный эта

Как уже выше отмечалось, опытно-экспаннаяи конструктивная деятельность были выявлены следующие результаты:

Сравнительный анализ проектной деятельности по ХЭВ на начало и на конец указанных сроков.

Уровни

Изобразительная деятельность,

Музыкально театрализованная

Конструктивная деятельность

 

Начало---конец

Начало---конец

Начало---конец

высокий

16% ******52

54% ******* 58%

25% ****** 42%

средний

32%*******26%

38%******* 42%

42% ******33%

низкий

42%*******22%

8% ******** 5%

33% ******25%

 

 

 

 

Также с целью определения уровня творческого мышления педагогического коллектива было проведено диагностическое обследование в групповой форме. В результате исследования выделялись способности особого рода -порождать необычайные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации т.е креативные способности.
Результатами на начало проектной деятельности были таковы:

Высокий уровень показали-22%

Средний уровень - 67%

Низкий уровень -11%

И на конец проектной работы провели повторную диагностику, где педагоги уже показали беглость, легкость и продуктивность в ответах, Способность к быстрому переключению и определению классов ответов уже наблюдалось у 42% участников диагностики.

При обработке результатов отмечалось стройность и логичность ответов, быстрый выбор адекватного решения присутствовало у 24%. В структурированном изображении педагоги получили наивысшие баллы. Т.е следует отметить, что работа Прогимназий в художественно-эстетическом направлении была продуктивной как для детей, так и для педагогов

Педагоги с помощью отработанных диагностических процедур, наблюдений за детьми определяли их интересы, представления. Составлялся и систематизировался план-проект работы, разрабатывались занятия, развлекательный игровые и музыкальные упражнения, этюды, подготавливался дидактический, демонстрационный и
развивающий материал.

Каждой возрастной группе было предложено выбрать тему проектной работы, из числа предложенных:

 

  • «Мир театра»,
  • «Здравствуй, Пушкин!»,
  • «Эхо столетий»,
  • « Нарты-наши предки»,
  • «Времена года»
  • «Мои друзья»,
  • «Любим сказки»,
  • «Природа КБР»;
  • «Подводный мир»,
  • «Весёлая астрономия»;
  • «Я и моя семья»,
  • «Секреты бабушкиного сундука»,
  • «Сказочная птица»;

 

  • «Дыхание и здоровье»,
  • «Питание и здоровье».
  • «Мир природы»,
  • «Здравствуй, Пушкин!»,
  • «Четыре стихии»
  • «Мир животных и птиц»
  • «Национальный орнамент»
  • «В стране чисел и фигур»
  • Сказка ложь, да в ней намек»

Педагоги сделали предпочтение следующим направлениям:

« Мир вокруг нас»; «Художественная литератуа»; Сказка ложь, да в ней намек»;

« В мире чисел и цифр»; «Моя семья»; «Нарты –наши предки».

Приведем пример одного из планов проектнй деятельности, где воспитатель расписал планируемые мероприятия на 1 учебный год т.е она выбрала долгосрочный способ.

Цель проекта:

 

  • Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина;
  • учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтических текстов;
  • вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове;

 

  • отметить языковые особенности литературной сказки;
  • работать над навыками выразительной речи;
  • развивать образное мышление, память;
  • закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Задачи проекта:

 

  • обобщить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг знания детей;
  • развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;
  • воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классичекому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

 

 

План проектной работы

 

 

 

 

 

Конец формы

Мероприятия в течении года.

Форма проведения

 

1

 

Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина

Цель:

- прививать любовь к художественной литературе через произведения А.С.Пушкина,

- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтических текстов.

 

 

Беседа

Pushkin

 

2

Экскурсия в осенний парк

Цель:

-расширять знания детей о произведениях А.С.Пушкина,

- работать над навыками выразительной речи, развивать память.

 

Чтение стихов Пущкина 

 

3

Выставка иллюстрации и детских рисунков по сказкам А.С.Пушкина

Цель:

-развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;

 

 

 

 

 

4

 

Путешествие по сказочной стране-

« Праздник для детей»

Цель:

-закрепить знания детей по произведениям А.С.Пушкина.

-расширять словарный запас.

 

 

 

Чтение и пеесказ сказки

 

5

Конкурс Стихи и сказки А.С.Пушкина»

Цель:

- отметить языковые особенности литературной сказки.

 

 

Знаем ли мы сказки Пушкина

Экскурс по сказкам. 

 

6

Викторина «Сказки Пушкина»

конкурс

 

 

7

Инсценировка отрывки из сказки

«О мертвой царевне и семи богатырях».

 

инсценировка

 

8

По сказкам А.С. Пушкина

Выпуск ежемесячной газеты .

 

Конкурс «Собираем пазлы»

 

9

Презентация

«Все о Пушкине»

Защита итогового проекта

 

             

По продолжительности - они делятся на краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Создавались фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток, формировалась развивающая среда.


Эстетически рзвивающая среа в группе создана как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; репродукции живописи; театральный и музыкальный центры; центр релаксации; интерьерные цветы. Было принято решение отражать все мероприятия как общие так и индивидуальные в ежемесячной газете.

 
Основной этап- практический:

Художественно-эстетическое воспитание в Прогимназии уже целиком включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая асть этетической среды; искусство составляет содержание образования; искусство используетя в разлиых видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества. Работа Прогимназии направлена на художественно-эстетическое развитие детей, немаловажным считаем, прежде всего внутреннее убранство всех помещений учреждения, где живут и воспитываются дети, все помещения детского саа окрашены в спокойные тона. Все педагоги, совместно с администрацией, занимаются офрмлением помещений Прогимназии, делают их красивыми, уютными веселыми. Совсем недавно обновился кабинет психологической разгрузки, где появилась новая диактическая стена, много развивающих игр, диагностические материалы. Дети и воспитатеи стали хозяевами своих интерьеров, почувствовали интерес к самостоятельной дизайн - деятельности. Окружающая среда имеет большое значение для физического комфорта ребенка, его эстетического развития, создание у него душевного благополучия, значит, интерьер помещений несет определенную информацию, способствуют развитию детей и обеспечивает им необходимый психологический комфорт. Оной из основных задач было создание эстетической развивающей среды как фактора формирования у детей добра и красоты, Важную роль в побуждении детей к разнообразной художественной деятельности играют систематически организуемые выставки детского творчества.

Особой гордостью наших сотрудников и родителей воспитанников является наши участки . Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни детей и оформлении помещения Прогимназии наполняет жизнь детей новым смыслом создает обстановку эмоционального

 

благополучия, объединяет всех общими переживаниями радости творческого свершения. К созданию эстетической, предметной и природной среды активно привлекаем детей, вызывая их на совместное обсуждение. В результате такой активности у детей формируется художественное чутье. Эстетическая среда активизирует художественно- творческую деятельность детей. В каждой группе у нас имеется уголок ряженья, где детям предоставляется возможность перевоплотиться в желаемого персонажа. Это доставляет детям массу положительных эмоций.


Образовательный процесс напрвляется на развитие восприятия, формирования умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, выделять гармонию, характер. Постепенно дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов, удельный вес осмысления произведений искусства увеличивается – дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами.

При реализации приоритетного направления важную роль играет интеграция деятельности всех специалистов Прогимназии. Все компоненты взаимосвязаны, их реализации в нашем учреждении способствует педагогическая модель “Интеграция”, разработанная и адаптированная к условиям Прогимназии творческой группой педагогов. Творческой группой педагогов был разработан и определен функционал каждого специалиста в рамках реализации приоритетного направления.

- организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- сотрудничество с органами управления образованием;

- организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания;

- организация развивающей предметной среды;

- решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.);

- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- координация работы с другими учреждениями . Коллектив Прогимназии тесно сотрудничает с детской библиотекой, городской школой искусств имени «Казаноко Жабаги», проводятся взаимопосещения спектаклей между группами, организуются в библиотеке занятия с детьми старшей группы по знакомству с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, театры.

 

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо было грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на стетическое развитие. Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • праздники
  • развлечения,
  • тематические музыкальные вечера,
  • театральные пятницы
  • недели творчества,
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок
  • занятия в библиотеке,
  • создание книг – самоделок.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством..

Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Она осуществляется в нескольких направлениях:

повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы.

В течении всего учебного года проводились педагогические советы, где особый уклон делалось на художественно-эстетическое воспитание.

Семинары посвященные творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно - досуговой деятельности, проводятся театральные пятницы, недели творчества, дни

 

открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.

Так в течении года проводились открытые просмотры во всех возрастных группах:

-Нетрадиционная техника «Последняя осень» старшая группа

-Комплексное занятие по развитию речи « В гостях у сказки» 1 младшая группа

-Нетрадиционная техника «Я слепил снеговика» средняя группа

-Комплексное занятие по развитию речи «Драматизация русской народной сказки «Теремок». 1 младшая группа.

-Комплексное занятие по изобразительному искусству «Путешествие на ферму» 2 мл.группа.

- Комплексное занятие по математике «Божья коровка» 1мл.группа.

Викторина «Умники и умницы» для детей подготовительной группы.

Викторина «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина «Праздник для детей»

Мастер класс для молодых воспитателей проводился в течении всего учебного года, где молодым воспитателям предоставлялась возможность учиться новому.

  • в городском конкурсе «Мы дети галактики», дти подготовили рисунки и красочные материалы на конкурс, результатом были призовые места.  

И именно благодаря такой углубленной работе по эому направлению мы получили отличные результаты, которые позволяют нам сделать вывод, что занятия художественно-эстетического цикла влияют в целом наличность ребенка, помогают ей гармонично и всесторонне развиваться. Так, например, участвуя в театрализованной деятельности наши дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Если раньше дети были замкнутыми, стеснительными, избегали публичных выступлений и терялись в присутствии незнакомых людей, например, на утреннике ребенок отлично знает свое стихотворение, пытаясь перебороть стеснение, первое слово проговаривает громко, и, вдруг, пугается своего голоса, пугается того, что в эту минуту все дети и родители смотрят на него, заканчивает свое выступление еле слышно, то теперь привычку к выразительной публичной речи мы воспитываем с самого раннего возраста, путем привлечения к выступлениям перед аудиторией. В процессе этой работы мы добились значительного улучшения диалогической речи, ее грамматического строя. В работе над выразительностью речи персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Также полностью созданы условия для театрализованной деятельности в группе: имеются куклы, настольный, пальчиковый. У нас накопилось большое количество сценариев с музыкальным сопровождением, к каждому сценарию изготовлены костюмы и декорации. Все утренники проходят в виде театрализованных спектаклей.

Даже спортивные праздники проводились с использованием сказочных костюмированных персонажей.

В Прогимназии имеется костюмерная. У нас уже в течение многих лет сложились свои традиции. Постоянно функционирует кружок для детей по театрализованной деятельности, который ведет музыкальный руководитель Бруснева А. Все спектакли родители снимают на видео и накопилась своего рода видеотека.

Семинары городского уровня проводились в течении всего учебного года, так в декабре был подготовлен практический семинар для заместителей руководителей МОУ и Прогимназии по математике в старшей группе на тему: «Путешествие в зимнюю сказку».Занятие закончилось в компьютерном классе, где дети раскрашивали картинки. Занятие проводила опытный воспитатель с высшей категории

 

  • М.А. Затем она поделилась своим опытом и методикой с молодыми воспитателями.

Следующий обширный семинар по художественно-эстетическому воспитанию провели в апреле этого года.

Дети средней группы показали спектакль «Муха -Цокотуха» где зрителями были руководители образовательных учреждений города Нальчик. Совместно со всеми возрастными группами, начиная с самых маленьких заканчивая младшими школьниками, был подготовлен мюзикл «Сон дождя или новые приключения Дюймовочки». Где гости ( руководители были в восторге). Подготовительная группа провела нетрадиционное занятие по математике «Спасем планету –Х». Учащиеся 3 класса показали классный час, где дети защищали свои проектные работы по теме «Знакомство с театром». Очень много интересной информации смогли найти и сообщить в красочной форме с использованием мультимедийных технологий.

Всестороннюю помощь оказывается и молодым воспитателям. Педагоги с опытом оказывают посильную помощь, делятся опытами, для молодых воспитателей создаются все условия для повышения своего педагогического мастерства.

Мастер класс для молодых воспитателей проводился в течении всего учебного года, где молодым воспитателям предоставлялась возможность учиться

 

Мастер класс.

Практический семинар №1

Тема: «Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой в развитии детского художественного творчества»

 

 

Мастер класс.

Практический семинар №2

Нетрадиционные способы рисования

(кляксография, граттаж, рисование на мокрой бумаге, точечный рисунок).

 

Мастер класс.

Практический семинар №3

 

Техника батика ( свободной росписи, росписи с помощью прозрачного контура, травления с использованием соли, росписи в несколько слоев и техника витража).

Итоговая коллективная показательная работа воспитателей-участников мастер класса.

 

Основные направления работы:

-Формирование познавательных процессов;

-Дальнейшее развитие индивидуальных, творческих способностей воспитанников;

-Создать условия физического и психического развития ребенка с учетом индивидуальных способностей.

Задачи:

-всестороннее развитие личности воспитанника на основе взаимодействия школы, семьи, социума;

-повышение роли семьи в обучении и воспитании детей;

-вовлечение родителей социума в совместную деятельность.

 

 

 

 

 

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам. Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение трех лет, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство.

Итоги работы:

ХЭВ объединила работу всего воспитательно-образовательного учреждения детского сада и школы. Воспитатели и учителя в условиях непрерывности эстетического воспитания пришли к следующимвыводам:

в Прогимназии имеются все условия, для гармоничного развития личности.

· Системой охвачен каждый ребенок от 4-х до 10л

· система способствует раскрытию в детском возрасте творческих способностей

 

· формируется методика передачи мастерства от старших наиболее младшему

· включающую сохранение и передачу мировоззрения народных мастеров, и ремесленную основу творчества

· сотрудники Прогимназии несут ответственность за детей

· укрепляются контакты родителей и детей

· молодое поколение получает и закрепляет навыки для современной жизни;
 

За несколько лет становления опыта по воспитанию художественных навыков вырос художественно-эстетический вкус, где особое внимание уделяется воспитанию мировоззренческих взглядов на искусство.

Развитие творческих и художественных способностей детей в национальных традициях.

Мы уверены ,что большинство детей продолжат занятия в эстетическом направлении, будут посещать кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в Прогимназии.

В связи с тем на педагогическом совете было принято решение выбрать приоритетным направлением художественно-эстетическое воспитание детей во всех возрастных группах и классах. Так же было принято решение провести не большую экспериментальную работу по проектной деятельности и по определению уровня педагогов по данному направлению. Тут же определились с общей эмблемой, которая символизировала бы интерес ребенка ко всему прекрасному и красивому, которое окружает его в нашем мире. Планирование воспитательно-образовательного процесса в Прогимназии начали вести по программам нового поколения, которые направлены на развитие у детей умственных, творческих, художественных способностей. Которое способствует гармоническому физическому и полноценному психическому развитию детей, что обспечивает целостность образовательного пространства Прогимназии и гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечивает равный старт развития для всех детей.

Так как сроки реализации проекта были установлены, было принято решение разделить на три этапа:

-1 этап- организационный
-2 этап- практический
- 3этап-обобщающий

Определили цель рабты по данному направлению:

«Развитие природных талантов у детей; воспитание гармонически развитой личности с навыками, необходимыми для жизни. Воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании»

Задачи.

  1. Углубление и расширение различных художественно-эстетических представлений, понятий, взглядов ребенка во взаимосвязи с его общим личным развитием и познанием окружающего мира
  2. Пробуждение, развитие и обогащение чувств и потребностей ребенка путем освоения им особенностей природных и художественных явлений, опираясь на живые ощущения и впечатления в виде звуков, красок, форм и пространства, особенные движения и голос.

Принципы

  1. Культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир.
  2. Эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
  3. Интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
  4. Взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора творческой личности.
  5. Адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

Именно интегрированный подход позволил решить задачи по целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учётом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности. Примерная циклограмма, рассчитанная, на три года по реализации проектной деятельности по мере появления новых идей менялась и дополнялась. Это все фиксировалось и дополнялось в общее портфолио Прогимназии.

Задачи на каждом этапе.

Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

1.

1.Способство-вать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру.

2Развивать художественно-речевые способности, эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление ребёнка как основу развития творческой личности.

1Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства.

2Создать условия экстраполяции практического опыта, полученного ребёнком на занятиях, в повседневную жизнь.

3Оформить цикл интегрированных занятий для каждой возрастной группы по видам деятельности.

4Улучшать условия предметно-игровой развивающей среды и здорового проживания детей в ОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

Продолжать работу по созданию развивающей среды.

 

 

 

 

 

 

III.

Развитие педагогического сотрудничества со школой по эффективности работы в художественно-эстетическом направлении.

 

V.

Взаимодействие с семьёй.

 

 

 

Содержание деятельности

Сроки 2009-2010 уч.г.

Форма проведения

 

 

Методическое и дидактическое обеспечение.

 

1. Составить комплексный перспективный

план по интеграции в педагогическом процессе с учётом нагрузки, сбалансированности видов деятельности.

 

Педсоветы включающие в себя основную задачу проектной деятельности:«Развитие природных талантов у детей; воспитание гармонически развитой личности с навыками, необходимыми для жизни».

 

 

2.Создание банка данных по современным методикам, достижениям педагогической науки по приоритетному направлению.

 

 

 

 

3.Включить каждого воспитателя в педагогический поиск решения проблемы интеграции в проектной деятельности.

 

 

Организовать постоянно действующий лекторий «Искусство в жизни человека».

 

 

 

4.Организация творческих групп по направлениям:

-музыкально-эстетическое развитие детей;

«Развитие речевой активности у детей».

«Художественно-эстетическое развитие детей».

 

5.Повышение профессиональной компетенции педагогов по теме:

« Развитие художественно-эстетических способностей, эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление ребёнка как основу развития творческих личности».

 

Школа молодого воспитателя. «Природа КБР»

 

 

6.Создать учебно-методический комплект, способствующий личностному развитию ребёнка средствами интегрированных занятий, включающий

- «Методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных занятий».

 

 

-Интегрированные занятия по следующим направлениям: речевое, художественно-

эстетическое оздоровительное по возрастам; (работа с блоками «Наследие», «Я в мире людей», «Мир вокруг нас».

Коллективные композиции в

форме игр

драматизаций, театрализованных

представлений,

вечеров развлечений,

тематических

концертов, литературно

музыкальных

композиций.

 

 

1Организовать в методическом кабинете библиотеку познавательной литературы художественно-эстетического направления.

 

 

 

1.Создание эстетически развивающей среды на основе различных видов искусства, особого предметного окружения, социально-эстетических отношений детей со сверстниками и взрослыми.

 

 

2Составить картотеку познавательной литературы художественно-эстетического цикла в каждой группе.

 

 

 

3Создать банк игр, разминок, упражнений по развитию художественно-речевых способностей у детей; на восприятие живописи, на ощущение колорита, цветовых композиций.

 

4Обогащать в группах зоны искусства и художественно-речевую, оздоровительную.

 

Привлечь родителей к обогащению развивающей среды предметами народно-прикладного искусства, картинами, репродукциями жанровой живописи для организации постоянных тематических выставок.

 

. Индивидуальный проект

« Я и моя семья» Психологический мониторинг: определение уровня эмоционального благополучия ребёнка в воспитательно-образовательном процессе.

 

 

Проведение городского практического семинара для руководителей МОУ «Нетрадиционные занятия по ХЭВ в детском саду»

 

 

«Нетрадиционные занятия для заместителей, по здоровьесберегающим технологиям с элементами художественной гимнастики»

 

 

 


2.Формирование у детей способов творческого отражения своих представлений об окружающем мире;

 


3.Развитие нравственно-эстетического аспекта художественной деятельности, формирование целостного отношения к действительности;
 

5.Вовлечение молодых специалистов в реализацию программы«ХЭВ».
 

 

1Экскурсии с Детьми в школу,

музыкальный кабинет, в танцевальную студию.

2Посещение педагогами, детьми интегрированных занятий в школе по художественно- эстетическому воспитанию.

Посещение воспитателями подготовительных групп уроки 1 го класса. А учителю 1 класса занятия подготовительных групп.

 

3Совместные встречи по обсуждению наиболее активных форм и методов личностного развития ребёнка средствами интегрированных занятий.

 

2Информационный мониторинг: сбор, накопление и систематизация информации о работе педагогического коллектива в режиме проектной работы по «ХЭВ».

 

3Оформление итогового стенда, с результатами деятельности по художественно-эстетическому циклу.

4Подведение итогов специалистами: психолога, музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя по физической культуре, инструктора по физическому воспитанию, медицинских работников, заместителя заведующей по воспитательной работе.

 

 

 

 

5.Организовывать итоговые досуговые мероприятия:

-детские праздники, театральные представления

 

Иизучение и внедрение

технологий, программ;

 

 

 

 

 

 

Сбор материала для

портфолио по

художественно-

эстетическому

воспитанию.

.

 

 

 

 

 

 

 

Консультация

для воспитателей

 

 

 

 

 

Подбор тематических

интегрированных занятий

для детей с целью их

комплексирования из

практики работы ОУ

 

 

 

Семинар –практикум

для воспитателей

в подгот.гр.

 

 

 

 

-взаимопосещения;

 

-круглые столы

 

 

 

 

 

Открытое занятие для

молодых

воспитателей внутри сада.

 

 

Городской

семинар-практикум

для воспитателей

 

 

 

 

 

 

Работа по плану блоков;

Создание альбомов;

Выставка

семейных

реликвий;

Создание коллажей;

Выпуск стенгазеты.

 

 

 

 

 

 

Изготовление детской книги средствами конструктивной

деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Семинар-интервью

 

 

 

 

 

 

Семинарские занятия по

типу малых групп


 

 

 

 

 

 

-творческие недели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекции в форме диалога,

для молодых воспитателей.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Семинар-интервью.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровое моделирование.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопосещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод совет в форме

групповой дискуссии

«мозговая атака»

 

 

 

 

 

Информационный стенд

 

 

 

 

 

 

 

Круглый стол.

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы создать новую адаптивную модель образовательного учреждения, в которой путём интегративного подхода, раскрывается внутренний потенциал ребёнка, с учётом его индивидуальности, создать условия для целостного личностного развития, через художественно-эстетическое воспитание было принято решение перестроить весь педагогический персонал и все кабинеты к данному направлению нашей деятельности. Тем более, что в Прогимназии созданы все необходимые условия для развития полноценной талантливой творческй личности. Эстетическое оформление Прогимназии радует глаз детей и соответствует всем требованиям эстетики.

Также стоит отметить, с каким интересом руководство подошло к данному направлению. Тут же появились новые творческие идеи, где главным вдохновителем явилась директор Прогимназии Савкуева Роза Джабраиловна.

 

  • так в музыкальном зале “Веселая нотка” раскрываются творческие способности детей, происходит формирование эмоциональной сферы и развитие музыкально-эстетического сознания дошкольников.

В спортивном зале “Спотландия”, оснащенном спортивным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, созданы условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, обогащения оптимальной двигательной деятельности.

  • в плавательном бассейне “Дельфиненок” содействуют оздоровлению, закаливанию и физическому развитию дошкольников. Театрализованные водные представления.
  • эколого-экспериментальном центре “Цветик-семицветик” ведется поисково-познавательная деятельность и природоведческая работа: уход за растениями, животными и аквариумными рыбками, наблюдения не только за животным миром, но и видение красоты в окружающей нас действительности. Формирование основ экологической культур, осознанного отношения к природе.

 

 

Логопедический кабинет “Мастерская слова” предназначен для индивидуальной, подгрупповой работы с детьми по коррекции звукопроизношения. Постановка речи для театрализованных представлений, осознание функций рчи ( групповые проекты «Познай себя»);

Развитие конструктивной и художественно-эстетической деятельности детей осуществляется в центре конструирования и творчества “Волшебная мастерская”, который предназначен для проведения с детьми занятий по конструированию и игр с постройками, экспозиции детских работ, творческих работ педагогов и родителей в галереи творчества.

 

В методическом кабинете “Педагогическая гостиная” оформлен и систематизирован методический инструментарий, видео/фотобанк, исходя из особенностей воспитательно-образовательного процесса, сформирован библиотечно-информационный фонд ДОУ, который постоянно пополняется методической, учебной, художественной литературой и периодическими изданиями, официальными документами Министерства образования РФ.

В центре ИЗО «Волшебная кисточка» углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов; овладение различными видами худ. деятельности; развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты.

 

Театральная студия «Мир сказок». Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
Совместное посещеие семьями театрализованных представлений.

Центр музей – класс национальной этнографии «Сатаней».Где дети имеют возможность изучать историю ,быт, обычаи и традиции кабардинского и балкарского народов. Является хранителем традиций национального творчества.

Библиотеке «Мудрый совенок» через художественную, познавательную летаратуру осуществляется;

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • изучать историю своего народа, произведения известных писателей.

Центр информатики «КИК», через компьютерные игры дети учатся дизайнерским умениям, развивают сенсорику

Клуб Астраномии «Денеб-аль-адыгэ» обогащение и расширение представлений, расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;


Подготовительный этап:

Как уже выше отмечалось, опытно-экспериментальная деятельность была организована в старших и подготовительных группах. Из общего числа детей данных групп-84 ребенка выявлено с ярко выраженными способностями : Из них по предусматриваемым разделам: изобразительная деятельность, музыкально-театрализованная и конструктивная деятельность были выявлены следующие результаты:

Сравнительный анализ проектной деятельности по ХЭВ на начало и на конец указанных сроков.

Уровни

Изобразительная деятельность,

Музыкально театрализованная

Конструктивная деятельность

 

Начало---конец

Начало---конец

Начало---конец

высокий

16% ******52%

54% ******* 58%

25% ****** 42%

средний

32%*******26%

38%******* 42%

42% ******33%

низкий

42%*******22%

8% ******** 5%

33% ******25%

 

 

 

 

Также с целью определения уровня творческого мышления педагогического коллектива было проведено диагностическое обследование в групповой форме. В результате исследования выделялись способности особого рода -порождать необычайные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации т.е креативные способности.
Результатами на начало проектной деятельности были таковы:

Высокий уровень показали-22%

Средний уровень - 67%

Низкий уровень -11%

И на конец проектной работы провели повторную диагностику, где педагоги уже показали беглость, легкость и продуктивность в ответах, Способность к быстрому переключению и определению классов ответов уже наблюдалось у 42% участников диагностики.

При обработке результатов отмечалось стройность и логичность ответов, быстрый выбор адекватного решения присутствовало у 24%. В структурированном изображении педагоги получили наивысшие баллы. Т.е следует отметить, что работа Прогимназий в художественно-эстетическом направлении была продуктивной как для детей, так и для педагогов

Педагоги с помощью отработанных диагностических процедур, наблюдений за детьми определяли их интересы, представления. Составлялся и систематизировался план-проект работы, разрабатывались занятия, развлекательный игровые и музыкальные упражнения, этюды, подготавливался дидактический, демонстрационный и
развивающий материал.

Каждой возрастной группе было предложено выбрать тему проектной работы, из числа предложенных:

 

  • «Мир театра»,
  • «Здравствуй, Пушкин!»,
  • «Эхо столетий»,
  • « Нарты-наши предки»,
  • «Времена года»
  • «Мои друзья»,
  • «Любим сказки»,
  • «Природа КБР»;
  • «Подводный мир»,
  • «Весёлая астрономия»;
  • «Я и моя семья»,
  • «Секреты бабушкиного сундука»,
  • «Сказочная птица»;

 

  • «Дыхание и здоровье»,
  • «Питание и здоровье».
  • «Мир природы»,
  • «Здравствуй, Пушкин!»,
  • «Четыре стихии»
  • «Мир животных и птиц»
  • «Национальный орнамент»
  • «В стране чисел и фигур»
  • Сказка ложь, да в ней намек»

Педагоги сделали предпочтение следующим направлениям:

« Мир вокруг нас»; «Художественная литература»; Сказка ложь, да в ней намек»;

« В мире чисел и цифр»; «Моя семья»; «Нарты –наши предки».

Приведем пример одного из планов проектной деятельности, где воспитатель расписал планируемые мероприятия на 1 учебный год т.е она выбрала долгосрочный способ.

Цель проекта:

 

· Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина;

· учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтических текстов;

· вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове;

 

· отметить языковые особенности литературной сказки;

· работать над навыками выразительной речи;

· развивать образное мышление, память;

· закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Задачи проекта:

 

· обобщить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг знания детей;

· развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;

· воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классичекому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

 

 

План проектной работы

 

 

 

 

 

Конец формы

Мероприятия в течении года.

Форма проведения

 

1

 

Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина

Цель:

- прививать любовь к художественной литературе через произведения А.С.Пушкина,

- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтических текстов.

 

 

Беседа

Pushkin

 

2

Экскурсия в осенний парк

Цель:

-расширять знания детей о произведениях А.С.Пушкина,

- работать над навыками выразительной речи, развивать память.

 

Чтение стихов Пущкина 

 

3

Выставка иллюстрации и детских рисунков по сказкам А.С.Пушкина

Цель:

-развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;

 

 

 

 

 

4

 

Путешествие по сказочной стране-

« Праздник для детей»

Цель:

-закрепить знания детей по произведениям А.С.Пушкина.

-расширять словарный запас.

 

 

 

Чтение и пересказ сказки 

 

5

Конкурс Стихи и сказки А.С.Пушкина»

Цель:

- отметить языковые особенности литературной сказки.

 

 

Знаем ли мы сказки Пушкина?

Экскурс по сказкам. 

 

6

Викторина «Сказки Пушкина»

конкурс

 

 

7

Инсценировка отрывки из сказки

«О мертвой царевне и семи богатырях».

 

инсценировка

 

8

По сказкам А.С. Пушкина

Выпуск ежемесячной газеты .

 

Конкурс «Собираем пазлы»

 

9

Презентация

«Все о Пушкине»

Защита итогового проекта

 

             

По продолжительности - они делятся на краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Создавались фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток, формировалась развивающая среда.


Эстетически развивающая среда в группе создана как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; репродукции живописи; театральный и музыкальный центры; центр релаксации; интерьерные цветы. Было принято решение отражать все мероприятия как общие так и индивидуальные в ежемесячной газете.
Основной этап- практический:

Художественно-эстетическое воспитание в Прогимназ уже целиком включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды; искусство составляет содержание образования; искусство используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества. Работа Прогимназии направлена на художественно-эстетическое развитие детей, немаловажным считаем, прежде всего внутреннее убранство всех помещений учреждения, где живут и воспитываются дети, все помещения детского сада окрашены в спокойные тона. Все педагоги, совместно с администрацией, занимаются оформлением помещений Прогимназии, делают их красивыми, уютными веселыми. Совсем недавно обновился кабинет психологической разгрузки, где появилась новая дидактическая стена, много развивающих игр, диагностические материалы. Дети и воспитатели стали хозяевами своих интерьеров, почувствовали интерес к самостоятельной дизайн - деятельности. Окружающая среда имеет большое значение для физического комфорта ребенка, его эстетического развития, создание у него душевного благополучия, значит, интерьер помещений несет определенную информацию, способствуют развитию детей и обеспечивает им необходимый психологический комфорт. Одной из основных задач было создание эстетической развивающей среды как фактора формирования у детей добра и красоты, Важную роль в побуждении детей к разнообразной художественной деятельности играют систематически организуемые выставки детского творчества.

Особой гордостью наших сотрудников и родителей воспитанников является наши участки . Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни детей и оформлении помещения Прогимназии наполняет жизнь детей новым смыслом создает обстановку эмоционального

благополучия, объединяет всех общими переживаниями радости творческого свершения. К созданию эстетической, предметной и природной среды активно привлекаем детей, вызывая их на совместное обсуждение. В результате такой активности у детей формируется художественное чутье. Эстетическая среда активизирует художественно- творческую деятельность детей. В каждой группе у нас имеется уголок ряженья, где детям предоставляется возможность перевоплотиться в желаемого персонажа. Это доставляет детям массу положительных эмоций.


Образовательный процесс направляется на развитие восприятия, формирования умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, выделять гармонию, характер. Постепенно дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов, удельный вес осмысления произведений искусства увеличивается – дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами.

При реализации приоритетного направления важную роль играет интеграция деятельности всех специалистов Прогимназии. Все компоненты взаимосвязаны, их реализации в нашем учреждении способствует педагогическая модель “Интеграция”, разработанная и адаптированная к условиям Прогимназии творческой группой педагогов. Творческой группой педагогов был разработан и определен функционал каждого специалиста в рамках реализации приоритетного направления.

- организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- сотрудничество с органами управления образованием;

- организация повышения квалификации кадров в области художественно-эстетического воспитания;

- организация развивающей предметной среды;

- решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.);

- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания;

- координация работы с другими учреждениями . Коллектив Прогимназии тесно сотрудничает с детской библиотекой, городской школой искусств имени «Казаноко Жабаги», проводятся взаимопосещения спектаклей между группами, организуются в библиотеке занятия с детьми старшей группы по знакомству с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, театры.

 

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо было грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие. Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • праздники
  • развлечения,
  • тематические музыкальные вечера,
  • театральные пятницы
  • недели творчества,
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок
  • занятия в библиотеке,
  • создание книг – самоделок.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством..

Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Она осуществляется в нескольких направлениях:

повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы.

В течении всего учебного года проводились педагогические советы, где особый уклон делалось на художественно-эстетическое воспитание.

Семинары посвященные творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно - досуговой деятельности, проводятся театральные пятницы, недели творчества, дни

 

открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.

Так в течении года проводились открытые просмотры во всех возрастных группах:

-Нетрадиционная техника «Последняя осень» старшая группа

-Комплексное занятие по развитию речи « В гостях у сказки» 1 младшая группа

-Нетрадиционная техника «Я слепил снеговика» средняя группа

-Комплексное занятие по развитию речи «Драматизация русской народной сказки «Теремок». 1 младшая группа.

-Комплексное занятие по изобразительному искусству «Путешествие на ферму» 2 мл.группа.

- Комплексное занятие по математике «Божья коровка» 1мл.группа.

Викторина «Умники и умницы» для детей подготовительной группы.

Викторина «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина «Праздник для детей»

Мастер класс для молодых воспитателей проводился в течении всего учебного года, где молодым воспитателям предоставлялась возможность учиться новому.

  • в городском конкурсе «Мы дети галактики», дети подготовили рисунки и красочные материалы на конкурс, результатом были призовые места.  

И именно благодаря такой углубленной ра

Даже спортивные праздники проводились с использованием сказочных костюмированных персонажей.

В Прогимназии имеется костюмерная. У нас уже в течение многих лет сложились свои традиции. Постоянно функционирует кружок для детей по театрализованной деятельности, который ведет музыкальный руководитель Бруснева А. Все спектакли родители снимают на видео и накопилась своего рода видеотека.

Семинары городского уровня проводились в течении всего учебного года, так в декабре был подготовлен практический семинар для заместителей руководителей МОУ и Прогимназии по математике в старшей группе на тему: «Путешествие в зимнюю сказку».Занятие закончилось в компьютерном классе, где дети раскрашивали картинки. Занятие проводила опытный воспитатель с высшей категории

  • М.А. Затем она под

Следующий обширный семинар по художественно-эстетическому воспитанию провели в апреле этого года.

Дети средней группы показали спектакль «Муха -Цокотуха» где зрителями были руководители образовательных учреждений города Нальчик. Совместно со всеми возрастными группами, начиная с самых маленьких заканчивая младшими школьниками, был подготовлен мюзикл «Сон дождя или новые приключения Дюймовочки». Где гости ( руководители были в восторге). Подготовительная группа провела нетрадиционное занятие по математике «Спасем планету –Х». Учащиеся 3 класса показали классный час, где дети защищали свои проектные работы по теме «Знакомство с театром». Очень много интересной информации смогли найти и сообщить в красочной форме с использованием мультимедийных технологий.

Всестороннюю помощь оказывается и молодым воспитателям. Педагоги с опытом оказывают посильную помощь, делятся опытами, для молодых воспитателей создаются все условия для повышения своего педагогического мастерства.

Мастер класс для молодых воспитателей проводился в течении всего учебного года, где молодым воспитателям предоставлялась возможность учиться

 

Мастер класс.

Практический семинар №1

Тема: «Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой в развитии детского художественного творчества»

 

 

Мастер класс.

Практический семинар №2

Нетрадиционные способы рисования

(кляксография, граттаж, рисование на мокрой бумаге, точечный рисунок).

 

Мастер класс.

Практический семинар №3

 

Техника батика ( свободной росписи, росписи с помощью прозрачного контура, травления с использованием соли, росписи в несколько слоев и техника витража).

Итоговая коллективная показательная работа воспитателей-участников мастер класса.

 

 

Основные направления работы:

-Формирование познавательных процессов;

-Дальнейшее развитие индивидуальных, творческих способностей воспитанников;

-Создать условия физического и психического развития ребенка с учетом индивидуальных способностей.

Задачи:

-всестороннее развитие личности воспитанника на основе взаимодействия школы, семьи, социума;

-повышение роли семьи в обучении и воспитании детей;

-вовлечение родителей социума в совместную деятельность.

 

 

 

 

 

 

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам. Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение трех лет, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство.

Итоги работы:

 

ХЭВ объединила работу всего воспитательно-образовательного учреждения детского сада и школы. Воспитатели и учителя в условиях непрерывности эстетического воспитания пришли к следующим выводам:

в Прогимназии имеются все условия, для гармоничного развития личности.

 

· Системой охвачен каждый ребенок от 4-х до 10л

· система способствует раскрытию в детском возрасте творческих способностей

 

· формируется методика передачи мастерства от старших наиболее младшему

 

· включающую сохранение и передачу мировоззрения народных мастеров, и ремесленную основу творчества

 

· сотрудники Прогимназии несут ответственность за детей

 

· укрепляются контакты родителей и детей

 

· молодое поколение получает и закрепляет навыки для современной жизни;
 

 

За несколько лет становления опыта по воспитанию художественных навыков вырос художественно-эстетический вкус, где особое внимание уделяется воспитанию мировоззренческих взглядов на искусство.

Развитие творческих и художественных способностей детей в национальных традициях.

Мы уверены ,что большинство деей продолжат занятия в эстетическом направлении, будут посещать кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в Прогимнази

Панель управления